lidiya_nic (lidiya_nic) wrote,
lidiya_nic
lidiya_nic

Экранному Штирлицу исполняется сорок лет

Оригинал взят у xan_13 в Экранному Штирлицу исполняется сорок лет
Оригинал взят у postalovsky_a в Экранному Штирлицу исполняется сорок лет
Ровно сорок лет назад, 11 августа 1973 года в Советском Союзе состоялся премьерный показ одного из самых известных и легендарных отечественных сериалов "Семнадцать мгновений весны".
0_57858_bc7fc5d2_XL

Картина Т. Лиозновой поистине стала культом советского кино. Если раньше на экранах телевизоров зрители видели "деревянных" немцев с засученными рукавами идущими в полный рост в атаку (и непременно с MP-40), то теперь аудитории было предложено посмотреть на внутренний мир Третьего Рейха и эдакого закрытого государства в государстве - Главного управления имперской безопасности (РСХА). В центре картины - интеллектуальный поединок советского разведчика, стремившегося сорвать сепаратные переговоры союзников с немцами о выходе Германии из войны, и германской контрразведки (гестапо), которая имеет основания для его задержания.  Особенностью картины стала экранизация реальных исторических персонажей (Г. Гиммлер, М. Борман, Г. Мюллер, В. Шелленберг, Э. Кальтенбруннер) и включение вымышленного персонажа Макса Отто фон Штирлица во внутреннюю жизнь спецслужб фашистской Германии. На первый план выходят не стрельба и батальные сцены, как это было во многих картинах про войну, а интеллектуальное соперничество двух разведок, сопряженное с полудетективным сюжетом. Образ Штирлица, прекрасно воплощенный на телеэкранах выдающимся актером В. Тихоновым, стал настоящим фолиантом отечественной культуры. Про него было сложено множество анекдотов и иронический историй, а военные историки и исследователи спецслужб долгое время искали параллели с реально существовавшими разведчиками (наиболее к образу Штирлица подходит "Брайтенбах" - Вилли Леман, гауптштурмфюрер СС, но он был не разведчиком, а агентом в гестапо, да и вычислили его в конце 1942 года). Я несколько раз пересматривал картину "Семнадцать мгновений весны". Поводом к ее просмотру (на дворе тогда был 2002 год) послужила книжка В. Шелленберга (прямого начальника Штирлица  в фильме) "Лабиринт". Мемуары бригадефюрера СС - начальника 6-го Управления РСХА (разведка, СД) произвели впечатление и я хотел поближе познакомится с экранным персонажем. Поразило внешнее сходство О.Табакова, игравшего Шелленберга, с реальным прототипом. Ну, а вся история со Штирлицем побудила меня к написанию пьесы о противостоянии германской и советской разведки. Одним словом - достойный фильм. По горячим следам, вдохновленный игрой Тихонова, я посмотрел сериал "Тасс уполномочен заявить..." В общем, зацепила меня эта тема. Потом были мемуары Судоплатова, Семичастного, Крючкова, Шебаршина и много другого интересного...:) С Юбилеем, Штирлиц!
P.S. Хотелось бы вспомнить, напоследок, несколько культовых фраз из фильма:
- Штирлиц, а Вас я я попрошу остаться (Мюллер)
- Мюллер бессмертен, как бессмертен в этом мире сыск (Шелленберг)
- Маленькая ложь рождает большое недоверие (Шелленберг)
- Странное свойство моей физиономии: всем кажется, что меня только что где-то видели (Штирлиц)
- Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин; связей, порочивших его, не имел (из характеристики)
- Из всех людей на планете я больше всех люблю стариков и детей (Штирлиц)
- Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы (Шелленберг)
- Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно (Мюллер)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment